Психоанализ
Психоанализ (нем. Psychoanalyse) — семейство психологических теорий и методов, направленных на систематизированное объяснение бессознательных связей через ассоциативный процесс. Один из методов психотерапии, получивший широкое распространение в Европе (с начала ХХ века), США (с середины ХХ века) и Латинской Америке (со второй половины ХХ века).
История
Психоанализ создан в конце XIX века австрийским учёным З. Фрейдом. Первоначально Фрейд занимался физиологическими исследованиями, даже изобрёл метод окрашивания нервных тканей, однако позднее, увидев неприменимость данных знаний в психологическом консультировании, отказался от какой-либо опоры на психофизиологические данные в своих работах. В ранний период психоанализа Фрейд совместно с Йозефом Брейером разработал катартический метод лечения неврозов, в отношении которого позже стал применяться термин «абреакция». Переломной датой для психоанализа считается 24 июля 1895 года, когда Фрейду приснился сон, после которого он пришёл к выводу о том, что сновидения имеют смысл, являясь символическими сообщениями из области бессознательного, и поддаются рациональному анализу и истолкованию. В дальнейшем это привело к применению Фрейдом метода свободных ассоциаций.
Вплоть до 1910, когда психоанализ поддержал психиатр со степенью К. Г. Юнг, это направление игнорировалось научным миром. В первой половине ХХ века от «классического фрейдизма» отпочковался ряд направлений — К. Г. Юнга, Альфреда Адлера, Эриха Фромма и других, оспаривавших те или иные постулаты Фрейда.
В СССР пережил период бурного расцвета в начале 1920-х, когда И. Д. Ермаков открыл Государственный психоаналитический институт, издал переводы работ Фрейда и Юнга. Затем был отвергнут, как «буржуазное учение» и практически не развивался. Многие идеи психоанализа вошли в современную психологию и психотерапию (в том числе так называемые «неосознаваемые формы высшей нервной деятельности» по Узнадзе, и другие).
Как направление комплементарной медицины психоанализ активно практикуется в странах Западной Европы и в США. Однако в современной психотерапевтической практике западных стран постепенно теряет популярность, вытесняется более новыми, модными «авторскими методиками» (психодрама и др.). Оказал существенное влияние и на формирование идей последующей сексуальной революции.
Американская психологическая ассоциация считает психоанализ лженаукой, а занятие психоанализом — несовместимым с членством в ассоциации. В то же время, психоаналитическое отделение существует в Американской психиатрической ассоциации. В США всякое лицо, желающее заниматься психоаналитической практикой, должно иметь учёную степень в медицине. В Западной Европе, сертификация психоаналитика возможна и без обязательного медицинского образования. Джон Килстром в своей статье «Фрейд все еще жив? Вообще говоря, нет» полагает, что влияние психоанализа в настоящее время сошло на нет, и большее влияние Фрейд оказал на культуру, нежели на развитие психологии. Однако точка зрения Килстрома остаётся спорной.
Сущность психоанализа
Теория человеческого поведения, первая и одна из наиболее влиятельных теорий личности в психологии. Обычно относится к классическому психоанализу, созданному Зигмундом Фрейдом, но употребляется также к любой производной, даже сильно отличающейся от него теории, например аналитической психологии Юнга или индивидуальной психологии Адлера, которые некоторые предпочитают обозначать термином неопсихоанализ.
Набор методов исследования основных мотивов человека. Фундаментальный предмет изучения психоанализа — бессознательные мотивы поведения, берущие начало в скрытых сексуальных расстройствах. Они раскрываются через свободные ассоциации, высказываемые пациентом.
Метод лечения психических расстройств. Цель психоаналитика — помочь освобождению пациента от скрытых (бессознательных) механизмов переноса и сопротивления, то есть, от оставшихся шаблонов отношений, более не пригодных или создающих специфические конфликты в реализации желаний и адаптации к обществу.
Психоаналитическая техника работы и лечения психических расстройств изложена в Пяти основных клинических случаях Фрейда.
Энциклопедическая справка.
СУГГЕСТОЛОГИЯ— наука о применении внушения в обучении, в первую очередь иностранным языкам и технике быстрого чтения (от лат. suggesio — внушение).
В основе суггестологии лежит явление гипермнезии (сверхзапоминания), возникающее при предъявлении информации на неосознаваемом уровне большими массивами — в объеме раздела учебника или целого учебника за один урок обучения, то есть в 10 — 100 раз больше традиционного урока обучения.
Современная психология обучения различает у человека два основных режима восприятия:
— режим осознанного восприятия (режим осознания);
— режим неосознанного восприятия (субсенсорный режим).
Экспериментальные исследования ученых-суггестологов показали высокую эффективность обучения с использованием субсенсорного диапазона восприятия, позволяющего задействовать скрытые резервы человеческой памяти.
Например, в Институте высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР обучающихся усаживали перед экраном и предъявляли им список иностранных слов с переводом так, что на каждую пару слов приходилось всего по 0,1 сек. И хотя в этом режиме не то что прочесть, но и узнать слова было невозможно, за несколько дней подобной работы усваивалось на уровне узнавания в среднем 60% слов из предъявленных. Всего же за 10 дней такого обучения обучающийся запоминал до 6000 иностранных слов. Причем, при контрольной проверке через полтора года оказалось, что не менее половины слов осталось в памяти даже у тех, кто не пользовался за это время приобретенными знаниями иностранного языка. А это около 3000 слов. Не так уж и мало, если учесть, что для самостоятельного общения в быту достаточно 1500 слов, а для чтения газет без словаря — 2500 слов.
Проведены эксперименты, в ходе которых при помощи разработанной группой ученых суггестокибернетики за 20 дней люди овладевали машинописью, техникой быстрого чтения и основами трех иностранных языков.
На московской международной выставке видеоэлектронных средств изучения языков с использованием суггестологического метода обучения любой ее посетитель за несколько занятий овладевал основами любого интересующего его языка, вплоть до арабского и китайского.
В настоящее время сомнений в перспективности суггестологического метода обучения ни у кого уже не возникает. Институтом высшей нервной деятельности и нейрофизиологии АН СССР было дано заключение о безвредности данного метода обучения для человека, в том числе для школьников. Однако, суггестологические методики не рекомендованы для использования детям в возрасте до двенадцати лет и лицам с психическими заболеваниями.
Сейчас суггестологические методики почему-то стали называть «25-ым кадром«. Название это с научной точки зрения не корректное, так как основная задача «25-го кадра» не запоминать информацию, а внушить человеку необходимость совершить какие-либо действия, например, купить какой-либо товар. Кроме того, при использовании «25-кадра» полезная информация размещается только на каждом 25-ом кадре, то есть лишь на 4%, остальные 96% кадров теряются впустую. В суггестологических методиках используются все 100% кадров. Однако психофизиологическая основа и суггестологиии, и «25-го кадра» одна — механизмы внушения с использованием неосознаваемых раздражителей.
Практический психоанализ . Психология суггестии.
От человека, наделенного харизматическими способностями, исходит заряд энергии, чувство уверенности, авторитетность, а также чисто человеческое тепло. Возможно, в настоящий момент вы стали менее энергичным и с трудом и без энтузиазма справляетесь со своими обязанностями. В ваших силах изменить эту ситуацию!
Каждое утро становитесь перед зеркалом, улыбайтесь себе и произносите:
«Сегодня самый удачный день моей жизни. Я испытываю радость от работы, я дружелюбно отношусь ко всем людям, я смогу убедительно изложить свое предложение во время совещания…».
Вы сразу же ощутите, что чувствуете себя лучше. Как это получается?
Внушение и самовнушение являются намеренно применяемыми способами оказания влияния. Вы хотите оказывать влияние на окружающих, вы хотите воодушевлять, мотивировать и побуждать их к каким-либо действиям? Прежде чем оказывать влияние на других, вы должны оказать влияние на самого себя, так как только та сила, которая исходит из самой вашей человеческой сущности, может действительно эффективно подействовать на других и произвести на них благоприятное впечатление. Вот почему аутосуггестия, т. е. самовнушение, имеет такое важное значение в психоанализе .
Иногда суггестию характеризуют как манипулирование. В старом толковом словаре Майера, изданном в Лейпциге и Вене в 1897 г. среди прочего говорится:
«…Под термином „суггестия“ понимают процесс, в результате которого наступает успех благодаря влиянию, оказываемому на какого-либо человека… Можно предположить, что под воздействием внушения у этого человека формируется представление, это представление имеет тенденцию осуществляться… Подверженность внушению… особенно повышается в состоянии гипноза…».
На практике это означает, что, если вы внушаете себе, что станете харизматической личностью, у вас формируется определенное представление, под влиянием которого проявляются все ваши способности для того, чтобы соответствовать сформировавшемуся представлению.
Кстати, очень наглядно и убедительно проявляется действие положительного программирования в спорте. Если тренер сумеет запрограммировать свою команду на успех, матч складывается удачно. И у менеджера дело обстоит точно так же.
Вы можете сконцентрировать свои силы и направить их на раскрытие своих харизматических способностей. Вы можете отучиться от плохих привычек и усвоить новые, хорошие.
Однако суггестия психоанализа означает гораздо больше. Поэтому я предлагаю вам познакомиться с разработанными мной десятью заповедями суггестии.
1-й принцип суггестии:
Король должен выглядеть как король.
Придавайте большое значение одежде. В первые 30 секунд незнакомый вам человек делает о вас вывод только по внешнему виду.
2-й принцип суггестии:
Если на колокольне ударить в колокол и заставить его звучать,
то и другие колокола начнут звучать в той же тональности.
Это означает, что в других людях вы можете пробудить лишь то, что кроется глубоко в вас. Если вы сердитесь и пребываете в дурном настроении, это передается окружающим. Если вы улыбаетесь, то и окружающие испытывают радость.
3-й принцип суггестии:
Чем звонче звук, тем звонче эхо.
Чем четче выражены ваши мысли и чувства, тем больше вероятность того, что они возвратятся к вам в том же четко выраженном виде.
4-й принцип суггестии:
Ваше имя обладает суггестивным действием.
Некоторые люди боятся называть свое имя. Они произносят его невнятно и поэтому окружающие быстро его забывают. Гордитесь своим именем. Всегда произносите его громко и внятно, называйте полностью имя и фамилию. Всегда имейте при себе визитные карточки и, начиная разговор с неизвестным вам прежде собеседником, вручайте ему свою визитку. Бывая на вечеринках, торжественных приемах и иных мероприятиях, всегда представляйтесь, а не дожидайтесь, даже если вы — женщина, пока другие подойдут к вам.
5-й принцип суггестии:
Обособленный человек никогда не добьется успеха.
Как уже говорилось, инициатива всегда должна исходить от вас. Не дожидайтесь, пока окружающие обратятся к вам. Проявляйте активность, делайте первый шаг сами. Пуская в ход свое обаяние и своеобразие, делайте людей своими друзьями.
6-й принцип суггестии:
Чем больше сила концентрации, тем сильнее ваша притягательность.
Вы должны очаровывать окружающих вас людей. Вы должны научиться обращать на себя внимание и удерживать его.
7-й принцип суггестии:
Чем спокойнее человек, тем больше своей энергии он направляет на то, что говорит.
Мышление — это биоэлектрический процесс.
Сосредоточившись на своих мыслях и речи, вы сможете вызвать интерес к себе со стороны окружающих. Большим недостатком является склонность сначала говорить и лишь потом думать.
8-й принцип суггестии:
Осознанное использование наших глаз повышает силу внушения наших слов на 25%.
Наши глаза являются окнами вовнутрь и наружу. Все тело человека может излучать спокойствие или беспокойство, но особенно интенсивно это излучение происходит через глаза.
Развивайте силу внушения, исходящую от вашего взгляда. Для этого надо периодически пристально смотреть на нарисованную точку до тех пор, пока у вас не задрожат веки. После этого надо на 20 секунд закрыть глаза, чтобы мышцы глаз могли расслабиться и отдохнуть. Это упражнение нужно делать до тех пор, пока вы не сможете в течение трех минут внимательно смотреть на точку приветливым одобряющим взглядом.
9-й принцип суггестии:
Благодарность представляет собой положительную суггестию.
С помощью благодарности
вы побуждаете окружающих вас людей к повторным положительным действиям. Благодарите своих ближних за все, что они для вас делают. Таким образом вы открываете души и сердца своих ближних. Каждый из них будет стараться вновь сделать для вас что-то хорошее.
10-й принцип суггестии:
Каждый оказывающий сильное воздействие посыл
исходит из сердца и обращен к сердцу.
Чтобы убеждать людей в правильности своих идей, нужно говорить с воодушевлением, чтобы увлечь их своей речью. Вы должны уметь говорить образно, гладко и понятно, эффективно используя и невербальный язык. Одной объективности и профессиональных знаний недостаточно. Люди хотят не только что-то услышать, но и пережить.
Николаус Б. Энкельманн
Если вам интересны подробности,
то рекомендуем ознакомится со следующими материалами:
1. Артемьева Г.Ю. Психология субъективной семантики. М., МГУ, 1980.
2. Безносюк Е.В., Безноскж Е.Д., Веденяпин А.Б. Саморегуляция функционального состояния ЦНС методом БОС с использованием полимодальной ритмостимуляции. Сб научных трудов. Методы нелекарственной терапии, диагностики и коррекции здоровья. М., ММА им.Сеченова, 1993.
3. Квасовец С.В., Суханов О.О. Установка для регистрации пространственной синхронизации фаз волн ЭЭГ. Вопросы психологии, 1982, N 4, С. 138-139
4. Костандов Э.А. Функциональная асимметрия полушарий мозга и неосознаваемое восприятие. М., Наука, 1983, С.168.
5. Лебедев А.Н. Кодирование информации в памяти когерентными волнами нейроной активности. Психофизиологические закономерности восприятия и памяти. М., 1985, С. 6-33.
6. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Изд-во МГУ, 1979. С 319.
7. Петренко В.Ф. Психосемантика сознания. М.: МГУ, 1988, С. 208.
8. Петрусинский В.В. О возможности интенсификации процесса обучения за счет использования субсенсорной информационно-суггестивной стимуляции Взаимосвязь осознаваемых и неосознаваемых компонентов психики в педагогическом процессе Пермь, 1982, С. 114.
9. Ройтенбурд С.Р., Ротенберг B.C., Егорова-Робинер И.С., Шахнарович В.М. Новые подходы к изучению
10. Смирнов В.М., Резникова Т.М., Губачев Ю.М., Дорничев В.М. Мозговые механизмы психофизиологических состояний. Л.: Наука, 1989, С. 148.
11. Спивак Д Л. Лингвистика измененных состояний сознания. Л : Наука, 1986.
12. Чугаев И.Г., Безносюк Е.В., Веденяпин А.Б., Лисицина К.А. Способ самоуправления уровнем бодрствования путем одновременного применения БОС и ритмовоздействия по параметру ЧСС. Материалы 3 Всесоюзной научно-технической конференции. Проблемы создания технических средств для диагностики и лечения заболевания ССС. Львов, 1990, С. 83.
13. Шмелев А.Г. Введение в экспериментальную психосемантику: теоретико-методологические основания и психодиагностические возможности, М.: МГУ, 1983, С. 158.
14. Biomagnetism — 87. 6th Int.Conf. on Biomagnetism. Tokyo, Japan. Aug. 27-30, 1987. Eds. Atsumi К , Kotani M., Ueno S., Katila Т., Williamson S.E. Tokyo: Denki Univ. Press, 1988. P. 571.
15. Day B.L.,Dick J.P.R., Marsden C.D. et a!. Interaction between electrical and magnetic stimulation of the human brain. J.Physiol.(Gr.Br) 1987 P.74.
16. Delgado J.M.R. Biological effects of extremely low freqency electromagnetic fields. J. Bioelectricity. 1985. 4. № 1. P. 63-74.
17. Kimmel H.D. The relevance of experimental studies to clinical application of biofeedback. Biofeedback — basic problems and clinical applications. Berlin: VEB Deutsch. Verlag. 1980. P. 19-18.
18. Lacroix J.M. Mechanisrnus of biofeedback control. Consciousness and Self-Regulation. N.Y. Plenum. 1986. v.4. P.137-162.
19. Lang P.J. The cognitive psychophysiology jf emotion. Anxiety and anxious disorders. Ed. A. Tuma, J.D Maser. -Hillsdale; Erlbaum 1985. P. 131-182.
20. Schwartz G.E. Research and feedback in clinical practice. Biofeedback. Ed.J.V. Basmajian. Baltimore. 1983. P. 379-384.
21. Fritz G., Fehmi L.G. Open Focus Handbook. Princeton:Biofeedback Сотр. Inc. 1982. 404.
22. Crawford H J., Alien S ‘N. Enhanced visual memory during hypnosis as mediated by hypnotic respons.iveness and cognitive strategies. J. Exp Psycho!. Gen. 1983. 112, №4. P.662-685.
23. Delmonte M.M. Physiological responses during meditation and rest.Biofeedback and Self-Regul. 1984 9, № 2. P. 181-200.
24. HiraiT. Psychophysiology of Zen. Tokyo: Igaku Shoin, 1974. P 186.
25. Plotkin W. The Role attribution of responsibility in the facilitation of unusual experimental states during alpha training . An analysis of the biofeedback placebo effect. J. Abnorm. Psychol. 1980. 89, №1.3. 67-78.
26. Stigsby В., Rodenberg G.C., Moth H.B. Electroencephalographic findings during mantra meditation ( transcendental meditation ). Electroencephalogr. and Clin. Neurophysiol. 1981. 51, №4. P. 434-442.
27. Taylor E. Subliminal communication eperor s clothes or panacea?. Las Vegas. Nevada Ed.2,1990.